Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (49.5 Kb) ] | 14.12.2018, 09:31 |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества»
Тема: «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся в рамках дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование одежды»»
Кодякова Наталья Анатольевна педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки педагога к каждому занятию. «Учитель» тот – кто сам постоянно учится. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования. В практику работы активно внедряются новые формы обучения, воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по – новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно – ориентированного образования. Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно – ориентированный подход. Предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления, этическому и эстетическому развитию. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным, способным адаптироваться к современным социально – экономическим условиям жизни, профессиональному самоопределению. Метод – это дидактическая категория, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания. Проект - всегда направлен на решение какой – либо практической задачи. Учащийся не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним задачу. Проектная работа – всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, социально значимый результат, который можно реально предъявить. Теоретическая основа проектной деятельности предполагает классификацию проектов: - Практико – ориентированный проект – такой проект, результаты от реализации которого заранее определены и могут быть использованы в жизни класса, школы. Преследует социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Например, создание учебного пособия для кабинета, обустройство территории школы. Важно оценить реальность использования результатов проекта на практике и его способность решить поставленную проблему. - Исследовательский проект – практически научное исследование. Как правило, выходит за рамки содержания школьных предметов. Исследование обосновывается, определяется задача исследования, выдвигается гипотеза, происходит верификация гипотезы и полученных результатов. Во время исследования используются методы современной науки: моделирование, лабораторный и компьютерный эксперимент, социологический опрос. - Информационный проект – имеет своей целью поиск, обработку, анализ и обобщение информации о каком-либо объекте. Результатом проекта является публикация в СМИ, в Интернете, на школьном сайте. Таким проектом может быть создание школьного сайта. - Творческий проект – как правило, имеет открытый результат, неизвестный до окончания проекта. К таким проектам относятся театральные постановки, экскурсии, созданные видеофильмы, произведения изобразительного, литературного, декоративно – прикладного искусства. Педагогическая цель любого проекта – формирование различных компетенций. Образовательная компетенция – это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с не формулируемым условием. Внешне компетенции проявляются в форме умений. Поэтому в качестве целей проектной деятельности можно выбрать подходящие для данного проекта умения и навыки. Рефлексивные умения – умение осмысливать задачу и определять проблему, что нужно использовать для решения поставленной задачи и чему нужно научиться. Исследовательские умения – умение самостоятельно выдвигать гипотезы и идеи, находить или изобретать способы действия; умение самостоятельно искать необходимую информацию в информационном пространстве; умение запрашивать информацию у эксперта (например, учителя – предметника); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение устанавливать причинно – следственные связи. Навыки оценочной самостоятельности. Умения и навыки работы в сотрудничестве – навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. Менеджерские умения и навыки – умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). Коммуникативные умения – умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс. Презентационные умения и навыки – умение уверенно держаться во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности и выразительности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы. Работая в условиях дополнительного образования хочется отметить, что в рамках занятий творческого объединения «Конструирование и моделирование одежды» учащимся не всегда удается показать многогранность своей личности, все свои таланты и способности. Здесь помогает проектно – исследовательская деятельность, когда в большей степени нужно осуществлять индивидуальный подход к детям, чтобы каждый мог в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Поэтому, при организации проектной деятельности, учитывая индивидуальные способности учащегося, я составляю индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Индивидуально – образовательный маршрут определяется: - государственным заказом; - потребностями и запросами родителей; - индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития учащихся; - возможностями дополнительного образования. Работа над исследовательской и проектной деятельностью – сложный процесс и для ученика, и для педагога. Организация работы строится на взаимной поддержке педагога и ученика, тема проекта должна быть интересна и ученику, и педагогу. Роль педагога при работе учащегося над проектом можно охарактеризовать следующими словами – не вести за собой, а быть рядом, то есть корректировать, координировать работу над проектом, направлять на самостоятельную деятельность и познавательный интерес, бросать вызов сообразительности ребенка. Естественно, что в связи с этим встает вопрос о степени самостоятельности учащегося при работе над проектом. Некоторые задачи воспитанник способен решить самостоятельно, а некоторые - в сотрудничестве и сотворчестве с педагогом. Найти «золотую середину» придётся в каждом конкретном случае. Организация работы включает различные виды деятельности в рамках образовательной программы: шитье, аппликация, вышивка, мягкая игрушка. Вместе с учащимися составляем план – график выполнения творческого проекта: выбираем тему, определяем временные рамки, объем и этапы работы. Основные этапы реализации творческого проекта: 1 этап – Мотивация учащихся для проектной деятельности: необходимо создать ситуацию успеха и уверенности учащихся в своих знаниях. Работа с родителями. 2 этап – Поиск темы, определение целей и задач работы. Учащиеся сами выбирают тему проекта. 3 этап – Установление последовательности выполнения работы, методов, способов, приемов раскрытия темы. 4 этап – Определение источников информации: научно – практическая литература, справочники, словари, интернет – ресурсы, специальная литература. 5 этап – Оформление, подготовка отчета для презентации и представления, выполнение практической работы. 6 этап – Дискуссия и обсуждение творческой работы. 7 этап – Защита проекта на муниципальном уровне или на уровне образовательной организации. Творческий проект выполняется индивидуально каждым учащимся. На подготовительном этапе выбираем тему, цель, задачи проекта, учитывая интересы, способности, материально техническую базу. Например, Дручинина Варя выбрала тему проекта «Моя любимая кукла Барби», обосновав свой выбор тем, что любит шить одежду для кукол и имеет дома большую коллекцию Барби. Тема проекта совпадает с темой модуля «Технология пошива» программы «Конструирование и моделирование одежды». Была проведена большая работа по сбору теоретического материала, его оформления - изучила в библиотеке литературу (книги, журналы) по истории куклы Барби, дома использовала интернет – источники. Выполняла эскизы моделей одежды для куклы, по которым сшила красивые платья, подбирая соответствующие лекала, материал, инструменты. Совместно проанализировав полученную информацию и практическую работу, оформили презентацию проекта. Защиту проекта и коллективный анализ мы провели в объединении. Вместе с обучающимися оценили работу по следующему алгоритму: - сложность темы проекта; - актуальность и новизна предлагаемых решений; - объём разработок и количество предлагаемых решений; - практическая ценность; - уровень самостоятельности участников; - качество оформления доклада; - качество представления доклада; - проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме; - ответы на вопросы участников других проектов. Каждый пункт можно оценить по привычной пятибалльной системе, а затем посчитать среднее арифметическое по всем пунктам. В результате получится оценка проекта в целом, равная среднему арифметическому из сводной самооценки участников проекта, сводной оценки консультанта проекта, оценки жюри, оценки учителя. При этом необходимо оценить не столько презентацию проекта, сколько качество его выполнения. Лучшие проекты получают возможность принимать участие в конкурсах различного уровня. У каждого учащегося объединения есть портфолио достижений и творческих работ. Работы находятся в кабинете. По мере необходимости папки редактируются и пополняются. Результативность учащихся по творческим проектам: Сероштан Ангелина, уч-ся 4кл. Тема: «Вышивка шелковыми лентами. Подарок маме», 2 место в муниципальной научно – практической конференции учащихся 1-4 классов «Светлячки», Тема: «Матрешка», сертификат участника в муниципальной научно – практической конференции учащихся 1-4 классов «Светлячки», Всероссийский конкурс «Педагогика 21 век» Лучший детский исследовательский проект «Матрешка», Диплом 1 место, 2017г. Всероссийский конкурс «Изумрудный город», Диплом 1 место, 2017г. Муниципальная выставка НТМ «Дети. Фантазия. Творчество», Грамота 1 место, 2017г. Международный конкурс декоративно – прикладного творчества «День народного единства», Диплом 3 место, 2017г. Дручинина Варя, уч-ся 3 кл. Тема: «Моя любимая кукла Барби», 3 место в муниципальной научно – практической конференции учащихся 1-4 классов «Светлячки», 2018г. Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!», исследовательские работы и проекты, Диплом 1 место, 2018г. Областной конкурс «Мир через призму творчества», Диплом 1 место, 2018г. Всероссийский конкурс «Мой успех», Диплом 1 место; «Педагогика 21 век», диплом 2 место, 2018г. Муниципальная выставка детского творчества «Мастерилка», Диплом 3 место, 2017г. | |
Просмотров: 330 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |