Пятница, 26.04.2024, 00:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

выступление
[ Скачать с сервера (37.5 Kb) ] 15.09.2017, 13:55

Развитие творческих способностей обучающихся в объединении «Едем, плаваем, летаем» через  личностно-ориентированные технологии.

Мамбетова Л.К.

педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТТ»

 

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.
Что бы обучение можно было считать личностно - ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

- уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
- особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
- особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучающемуся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагог и обучающийся создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и педагога. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом занятия, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписанной методики организации, не подходит одновременно для всего коллектива. Педагог ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение обучающегося. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаимодействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от педагога и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:
1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;
3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, состязания.

 

В ходе своей работы, с целью развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного подхода использую следующие задания:

1. Задание на создание возможностей самопознания (при этом позиция педагога в обращении к обучающимся  может быть выражена фразой «Узнай себя!»).

А) Самооценивание, анализ и самооценка школьниками проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

Б) Анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

 

2. Задание на «включение» самореализации (может начинаться с обращения:«Проверяй себя!»). Оно требует творчества в содержании работы (придумывание ребусов, загадок, заданий, вопросов: нестандартные задачи, требующие выйти в решении и т.п.).

3. Задания, ориентированные на совместное развитие обучающихся, (может начинаться с обращения: «Твори совместно!»). Они требуют:

-совместного творчества с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: групповые работы, командные игры, групповые проекты и пр.;

-стимулирования, мотивирования совместной творческой работы оценивается педагогом, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

Таким образом, через представленные выше задания, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе реализации личностно-ориентированного обучения, мы помогаем ученику в определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. А также, в свою очередь, через реализацию основных принципов личностно-ориентированного обучения развиваем творческие способности младших школьников.

Хвалим и поощряем ребёнка за каждое творение, достижение. Создаем портфолио. Записываем все достижения ребят. Это позволяет убедиться в том, что все наши труды и старания не напрасны.

Категория: Мои файлы | Добавил: Yussanna
Просмотров: 388 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: