Четверг, 25.04.2024, 10:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

выступление
[ Скачать с сервера (816.0 Kb) ] 15.09.2017, 14:03

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского технического творчества", г. Гай.

 

педагог дополнительного образования - Ю.А. Марина

 

Использование психологических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры обучающихся Клуба «Общение».

 

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.

Дети, из-за чрезмерной «интеллектуализации» воспитания и «технологизации» нашей жизни, стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин «коммуникация». Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или преподавателя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого.

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми.

 

Первым психолого-педагогическим условием развития коммуникативной культуры детей в системе дополнительного образования выступает погружение их в практико-ориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств (т.е. кружки по интересам). В нашем случае – работа Клуба «Общение».

В своем исследовании я определила психолого-педагогические условия по формированию коммуникативной культуры обучающихся, которые планировалось реализовать в учебно-воспитательном процессе Клуба и отметила, что тематическое содержание деятельности Клуба соответствует этим условиям.

Программа «Клуб «Общение» направлена на развитие коммуникативной культуры подростков и юношей, в процессе организации их общения в клубе.

Вторым условием развития коммуникативной культуры является учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.

Программа построена с учетом противоречий, проявляющихся в подростковом и раннем юношеском возрасте; с учетом внутренней несогласованности и изменчивости многих социальных установок этого возраста.

При составлении содержательного компонента программы клуба учитывались психологические особенности старшего школьника, их значительные индивидуальные различия. Занятия построены так, что в первую очередь учитывается жизненный опыт обучающихся; и важное место уделяется практическому применению обучающимся содержания программы.

Освоение программы «Клуб «Общение» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину коммуникативного развития обучающегося.

 

Личностные  результаты

 

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

 

            Третьим условием является перенаправление процесса развития коммуникативной культуры детей в режим саморазвития в системе дополнительного образования.

 Этот процесс может реализоваться через такие ценности, как:

- ценности, связанные с общением (коммуникативные);

- ценности, связанные с реализацией самовыражения, самоактуализации;

- социальные ценности.

В программе присутствуют модули «Ваш собеседник: сосредоточимся на деталях» и «Психология личности».

Уделяется большое внимание таким темам, которые дают дополнительное знание по психологии общения, физиогномике, этикету и моральным нормам, цветопсихологии, развитию письменной и устной речи, конфликтологии.

Конечный результат обучения по программе «Клуб «Общение» – это повышение уровня общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, личностного развития обучающегося в целом.

Четвертым условием является общение со взрослым человеком, на которого можно равняться - учитель, наставник, тренер, педагог (т.е. первое - это наша способность быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие; второе - это правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога с детьми).

Об этом можно косвенно судить по дополнительно отслеживаемым по программе параметрам, таким как:

- мотивация прихода в Клуб;

- психологическая атмосфера в коллективе;

- удовлетворенность обучающихся и их родителей рабой Клуба.

 

Пятым условием является высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов педагогом-психологом.

Я использовала  различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления коммуникативной активности обучающихся. Использовала активные формы обучения и воспитания, социально-психологических тренинги, деловые, сюжетные и ролевые игры, дискуссии, что в дальнейшем упрощает подросткам вхождение в социальную среду. Примером могут служить разработанная образовательным ресурсом «Мой образовательный портал»программа «Копилочка» и игра «Мафия».

 

Таким образом, можно сказать, что при использовании адекватных форм, методов, технологий и методического обеспечения выделенный комплекс психолого-педагогических условий является необходимой и достаточной ресурсной базой для успешного развития коммуникативной культуры старших подростков и юношей в системе дополнительного образования, и в частности в Клубе «Общение».

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Yussanna
Просмотров: 287 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: