Главная » Файлы » Мои файлы |
03.10.2016, 09:46 | |
Элективные курсы. Индивидуализация обучения и свобода выбора. Слайд 2. В связи с внедрением и переходом на Федеральные государственные Федерации повысилась актуальность индивидуализации обучения. С 2001 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривалось профильное обучение, ставилась задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Слайд 3. Под индивидуализацией обучения понимается: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся, позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и Ещё в 1992 г. на государственном уровне нормативно провозглашён курс на индивидуализацию обучения (ст.50, п.1 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п.23. ст. 2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 индивидуализация содержания образовательной программы является основой ее освоения и обеспечивается посредством индивидуального учебного плана. В соответствии с п.3. ст. 34. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Примерами внеклассной индивидуализации обучения, выделяемых в современной отечественной педагогической практике и теории можно назвать элективные курсы. Слайд 4. Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Слайд 5. Элективные курсы способствуют углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов». Слайд 6. Давно ведется работа по организации совместной деятельности общего и дополнительного образования в единый учебно-воспитательный процесс. Такая интеграция позволит достигнуть, с одной стороны – системности и фундаментальности, обеспечиваемых ресурсами общего образования, а с другой – поддержит интерес к занятиям, делая их эмоционально насыщенными и безусловно работая на повышение функциональной грамотности обучающихся и на получение социального опыта на основе целенаправленных организационной социально-значимой деятельности. Какими должны быть элективные курсы, требования к ним? Слайд 7. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Нестандартизованность, вариативность, избыточность, оригинальность и краткосрочность элективных курсов («курсов по выбору») являются их особенностями. Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Слайд 8. При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: – Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор). – Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»). – Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: учащийся с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. И, наконец, учащиеся, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить преподавателя заострить внимание на том пункте программы элективных курсов, в котором у них возникли наибольшие трудности. Слайд 9. Дополнительное образование может в полной мере дополнить и обеспечить организацию элективных курсов по этим требованиям. Слайд 10. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные). Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи: 1. Реализация учеником интереса к учебному предмету. 2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне. 3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле. Задачи межпредметных (ориентационных) курсов: 1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. 2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. 3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю. То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п. Слайд 11. Условно выделяют следующие типы элективных курсов: 1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. 2. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. 3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Дополнительно образование может предложить свои услуги для проведения межпредметных (ориентационных) курсов.
Слайд 12. В Центре детского технического творчества работа элективных курсов для 9-х классов ведется с 2003 года. С 2011 года в Центре работала программа «Мой выбор. Предпрофильная подготовка». Цель программы: создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования. Слайд 13. В соответствии с планируемыми задачами педагоги Центра старались создать условия, необходимые для наиболее полного проявления потребностей, способностей и интересов обучающихся. Предоставляли каждому обучающемуся право выбора своей личной «образовательной траектории», в соответствии со своими индивидуальными интересами и жизненными планами. Актуализировали процесс профессионального самоопределения обучающихся путем получения знаний о себе и о мире профессий. Развивали широкий спектр познавательных и профессиональных интересов ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности. На данный момент программа свою работу закончила, т.к. закончилась деятельность Программы развития. По ней проведен анализ. Но работа по предпрофильному направлению в Центре продолжается. Слайд 14. Основная организация предпрофильной подготовки в Центре проводится для девятиклассников ОУ города и включает в себя информационную работу, ориентационную работу и курсы по выбору. Организация предпрофильной подготовки в Центре начинается с анализа мнений восьмиклассников и их родителей, используются методы анкетирования и собеседования, а затем формируется соответствующий план, на основе запросов обучающихся. Ежегодно в начале учебного года администрация Центра детского технического творчества заключает договора о сотрудничестве с образовательными учреждениями в рамках, которых педагоги Центра реализуют краткосрочные (12 часов) межпредметные (ориентационные) элективные курсы. С 2011 года педагогами Центра реализовались 17 программ элективных курсов («Имидж делового человека», «Я – психолог», «Культура делового общения», «Психология спорта», «Горное дело», «Основы правовой культуры потребителя», «Экономика и предпринимательство», «Дизайн в быту», «Основы журналистики», «Управление личными финансами», «Основы моделирования и художественного оформления одежды», «Юный журналист», «Экономика и управление», «Математика», «Делопроизводство и документооборот организации», «Имидж и стиль», «Право»). Но в связи с увольнением и уходом педагогов в декретный отпуск, количество преподаваемых курсов снизилось. Все представленные программы соответствуют требованиям к содержанию и оформлению нетиповых общеобразовательных программ и утверждены на заседании методического совета ЦДТТ. Преподавание элективных курсов велось по специальному расписанию во внеурочное время. Слайд 15. Ежегодно образовательным учреждениям предоставляются различные программы элективных курсов (Диаграмма), это связано с запросом ОУ, детей их родителей, а также с уже названными причинами выше. В течение этого времени педагоги по реализуемым программам отслеживают уровень знаний, умений и навыков у воспитанников прослушавших элективные курсы. Отслеживают уровень удовлетворенности обучающихся прослушавших элективные курсы. Слайд 16. В 2015-2016 учебном году: высокий уровень – 87% ; средний уровень – 12,9%; низкий уровень – 0,1% . Ежегодно образовательные запросы обучающихся и их родителей изучаются и обобщаются, для того чтобы вводимые профили обучения смогли удовлетворить потребности наибольшего числа будущих девятиклассников. Слайд 17. Также для обучающихся и родителей 8-9 классов проводятся рекламные акции на сайте учреждения, на родительских собраниях. Каждый год в план работы Центра вносятся информационно-методические совещания или вопросы по проблеме организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки. Педагоги Центра в предпрофильной работе стараются соблюдать принципы преемственности, доступности, актуальности, гибкости и вариативности. Информирование о профилизации идет через родительские конференции, собрания, день открытых дверей в ЦДТТ, информационные стенды, рекламные плакаты, буклеты, справочные листы, СМИ, ученические собрания. В мае проводится предварительная диагностика образовательного запроса детей, родителей, учителей, социальный заказ от заместителей директоров.
Слайд 18. Таким образом, элективные курсы в МБУДО «ЦДТТ» – элемент учебно-воспитательного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся. Элективные курсы, предоставляемые ЦДТТ, помогают касаться тематики, лежащей вне пределов общеобразовательной программы школ и являются механизмом актуализации и индивидуализации процесса обучения. С разработанной системой элективных курсов каждый обучающийся может получить общее и дополнительное образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Мы создаем условия для конструирования образовательного пространства самими обучающимися, при этом самым важным является жизнь ребенка, что соответствует его желаниям, возможностям и перспективам профессионального самоопределения.
| |
Просмотров: 638 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |