Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (808.0 Kb) ] | 28.04.2018, 15:40 |
Клуб «Общение» - как среда социализации старших школьников. Автор: педагог доп.образования, педагог-психолог - Марина Ю.А. МБОУДОД «Центр детского технического творчества» г.Гая
В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения уделялось незначительное внимание. Недостаточность существующих теоретических разработок и ограниченность практического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием дополнительного образования и сведение его преимущественно к реализации воспитательной функции – все это существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга. А также обуславливает необходимость и актуальность исследований социализации современных подростков и молодежи в дальнейшем. Проблемами и вопросами социализации занимались знаменитые педагоги и психологи: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др. Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – социализация подростков и молодежи в сфере дополнительного образования. Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которое происходит как под влиянием внешней среды (воспитание, обучение, СМИ), так и в результате самовосприятия и самомоделирования жизни, которые помогают ему функционировать как в конкретном обществе, так и в мировом пространстве. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное внимание оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты. Ранний юношеский возраст — пора налаживания контактов с социальной средой. Развитие самосознания, проявление интереса к своим собственным познавательным возможностям, налаживание взаимоотношений с окружающими — это важнейшие новообразования юношеского возраста в период перехода от старшего подросткового возраста. Так как ранняя юность – это время реального перехода к настоящей взрослости, у юношей и девушек остается очень мало детских черт. Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся актуальными и открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Учитывая вышеизложенное, большое социальное значение приобретает процесс приобщения подростков и молодежи к среде взаимодействия взрослых и сознательного определения своего места в этой среде, а также изучения существующих правил общения. Такое приобщение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанности в их усвоении и практического их применения в играх, упражнениях и далее в жизни. ЦДТТ с целью оказания психолого-педагогической поддержки подросткам и юношам разработана программа занятий ориентированных на формирующуюся личность, в сферу интересов которой входят налаживание конструктивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение интеллектуальных возможностей и рефлексивных способностей, развитие готовности к самопознанию и саморегуляции. Предлагаемая программа предназначена для работы со старшеклассниками и оказания им помощи в поисках путей установления и развития контактов. «Общение - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление», - утверждал психолог Б. Г. Ананьев. Воспитание молодых людей, умеющих сотрудничать, вести диалог, проявлять гибкость мышления при решении социальных и интеллектуальных задач, взаимодействовать на равных, представляется сегодня значимым и настоятельно необходимым. Предлагаемая программа построена с учетом вышеизложенного. Ее изучают девушки и юноши 9-х и 10-х классов – воспитанники Центра детского технического творчества. Программа предполагает создание Клуба "Общение", который основывается на разработанном "Положении о работе Клуба". (Клуб – объединение подростков и юношей, решающий целый комплекс педагогических и психологических задач.) Новизна предлагаемой программы заключается в том, что она построена с учетом противоречий, проявляющихся в подростковом и раннем юношеском возрасте; с учетом внутренней несогласованности и изменчивости многих социальных установок этого возраста. Известно, что психологические знания, превратившись в практические навыки и умения, могут стать привычными формами поведения и средствами самопознания. Исходя из того, что в системе предлагаемых занятий представлены и интеллектуальные, и коммуникативные аспекты, их с одинаковым основанием можно назвать и тренингом общения в интеллектуальной деятельности, и тренингом развития интеллектуальных возможностей в процессе общения. Программа такого тренинга направлена на развитие как познавательных процессов (восприятия, памяти воображения, внимания, мышления), так и коммуникативных возможностей старшеклассников. Причем два этих аспекта могут быть на столько тесно переплетены, что попеременно с равным успехом каждый из них может выступать то целью, то средством достижения цели. Основная цель программы учебно-тренировочных занятий – развитие коммуникативной культуры подростков и юношей, посещающих Клуб «Общение». Она конкретизируется в следующих основных задачах:
Программа Клуба опирается на жизненный опыт подростков и его корректировку. Основная деятельность Клуба осуществляется на занятиях, дающих дополнительное образование по психологии общения, физиогномике, этикету, цветопсихологии, развитию письменной и устной речи, конфликтологии. В Клубе «Общение» главное внимание уделяется освоению, закреплению и практическому применению воспитанником содержания программы. Отличительным признаком клуба являются: наличие названия и четко сформулированных членами Клуба правил общения и поведения. Основная форма организации образовательного процесса – групповая. Используются такие формы занятий как лекция, практическое занятие, тренинг, деловая и ролевая игра, экскурсия, дискуссия, диспут, творческая встреча. Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг); обучение через опыт и сотрудничество со старшими воспитанниками и родителями. Важная задача педагога - сформировать отношение к психологии общения не только как к области теоретического знания, но и как к области психологической практики для решения самых разных жизненных задач. Психологические знания нужны подростку не только сами по себе, но и для того чтобы он был более устойчивым в своем развитии, правильно составлял свою картину мира, мог прогнозировать свою судьбу, имел развитое чувство собственного достоинства. Единственное средство познания старшеклассника себя в общении — другие люди. Необходимо внимательно наблюдать, какие чувства воспитанник вызывает у тех, с кем разговаривает, как они на него реагируют, какие отношения с ним завязывают? На этом и строятся специальные занятия по подготовке к общению. Окружающие сверстники и взрослые выступают своего рода системой зеркал, глядя в которые подросток (юноша/девушка) видит себя, свои сильные и слабые стороны. Через других он начинает знакомиться с собой. В ранней юности процесс формирования личности и ее социализации еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу. | |
Просмотров: 342 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |