Понедельник, 23.12.2024, 12:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект
[ Скачать с сервера (37.9 Kb) ] 06.07.2024, 10:47

Кружковое объединение: Клуб «Общение»

Педагог: Марина Ю.А.

Конспект занятия

Тема: «Совесть – это нравственная категория»

Цель: Способствовать формированию представления у обучающихся понятия «совести», как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека;
  • сформировать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека;
  • познакомить с различными взглядами известных людей на значение совести в жизни человека и общества.

воспитательные:

  • показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;
  • обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье»,
  • дать навык объективного оценивая своих и чужих поступков.

развивающие:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
  • продолжить развитие умения высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
  • стимулировать развитие познавательного интереса и творческих способностей при решении определённых проблем.

 

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты: усвоение понятия « совесть»;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

установления аналогий и причинно-следственных связей;

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Метапредметные результаты:

высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в паре.

Личностные результаты:

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

 

Возраст: 15-16 лет

Форма занятия: личностно-ориентированное занятие-размышление

Методы: беседа, моделирование проблемных вопросов и ситуации, эвристические вопросы, практические тренинговые упражнения, групповые задания, метод поиска правильного решения.

Приемы: рассказ, составление диалога, размышление и анализ ситуаций, работа в группе

Оборудование: листы А4 на каждого участника, мультимедиа-проектор, притча «Притча о совести»; словарь: В.Даля ; карточки с пословицами.

 

Актуальность темы духовно-нравственного развития детей на современном этапе очевидна - сейчас ,когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажены представления о доброте, милосердии ,великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Разработка различных работ по воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей считается очень важной задачей. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой.

 

I. Организационный этап.

      1.Приветствие.

      2.Настроение каждого и настрой.

II. Подготовительный этап.

      1.Тема занятия: «Совесть – нравственная категория».

      2.Цель сегодняшнего занятия узнать и разобрать такое понятие как «Совесть»,  как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека.

            - Прочитайте эпиграф занятия:

 

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

- Какой вопрос возникает?

- Совесть украшает человека?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Раздаются рабочие листы на парты

III. Основной этап.

1.Теоретическая часть.

1.1. Актуализация знаний

Стихотворение:

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке? - Конечно, разум - первый мне ответил.

(прикрепить карточку со словом «разум» на доску)

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

(прикрепить карточку «воля»)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил:          (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
 

1.2. Работа в парах

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем записи качеств, которые дети посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

 

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!

(прикрепить карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

 

1.3.. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

Совесть, благородство и достоинство… Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. «...Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», утверждала Маргарита Наваррская. «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», — читаем у Г. Р. Державина. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»,- вторит ему А. С. Пушкин. Так что же такое совесть? (Ответы учащихся)

    1. Работа с определениями

- Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.

 

Афоризмы: (полный текст можно скачать с сервера)

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть – это…

 

Б) Работа со словарем.

1.Обратимся к словарю В.Н. Даля:

«Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

2. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

 

Вывод по теоретической части:

Значит «Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду».

                                               Перерыв. Физ.минутка

2.Практическая часть.

2.1.  Проблемная ситуация. Рассказ  «Осколки в сердце»

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится (читает рассказ):

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой».

 

2.2. Интерактивная беседа:

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет).

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

Обсуждение ситуации (на партах лежит текст о почтенном человеке, в молодости совершившем неблаговидный поступок).

«Вот исповедь одного почтенного человека. Когда он был молод, пришлось ему работать в студенческом строительном отряде. Студенты решили помочь Дагестану, пострадавшему от землетрясения. Недоедали, недосыпали, все делали честно. А заработок оказался очень маленьким. Пришло время расставаться. Прощальный вечер. Звучат магнитофонные записи. А утром магнитофона… на месте не оказалось».

 

(полный текст можно скачать с сервера)

 

Вывод по практической части:

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

Вывод по всей теме:

В Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется "ящик совести". Я с интересом наблюдал за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: "Ящик совести полный каждый день". Те люди спали ночью хорошо.

Когда человек осознает, что он в беде, его совесть начинает помогать ему. Ваша совесть может одобрять ваши поступки или разоблачать их.

Совесть - полицейский. Она страж вашей души.

И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение:

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно — святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.

 

IV. Рефлексивный этап. Самооценка деятельности.

Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор?

Вопросы:

1. Как вам понравилось выполнять упражнения?

2. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?

3. Какой вы можете дать совет, чтобы совесть не «мучала»?

 

V. Итоговый этап.

            1.Шерринг.

            2.На следующем занятии мы поговорим об этике и морали. Спасибо всем за работу. До свидания!

(полный текст можно скачать с сервера)

Категория: Мои файлы | Добавил: Yussanna
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: