Вторник, 24.12.2024, 04:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление "Мотивация в УДО"
[ Скачать с сервера (121.5 Kb) ] 20.05.2016, 10:01

Мотивация в УДО

Слайд 1., Слайд 2.

Известно, что проблема мотивации учения десятилетиями сохраняет свою актуальность.

Слайд 3. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека.

Слайд 4. Проблему формирования мотивации учения у школьников и обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин низких результатов учебы в школе, а в учреждении дополнительного образования – причина, по которой дети покидают объединение.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Что   такое  мотивация. Образовательная мотивация, её  виды.

Слайд 5. Успех   любой  познавательной  деятельности    в   значительной  степени   зависит   от  её   мотивации. Что  же   такое  мотивация? Это   активные  состояния   мозговых  структур, побуждающие  высших  животных    и  человека   совершать  действия, направленные    на   удовлетворение  своих   потребностей. Образовательная  мотивация, как  определяют   её  психологи  - это  система  факторов, обуславливающих   учебную     деятельность   и   поведение   учащихся.

Слайд 6. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Результаты деятельности человека

на 20-30 % зависят от интеллекта,

на 70-80 % - от мотивов.

Слайд 7. В  педагогике   различают  внешнюю  и  внутреннюю   мотивации. Для  создания  внешней   мотивации   педагог  располагает   целым  рядом  средств   обучения, способствующих  развитию  интереса   обучающихся  к  предмету. Формирование   же  внутренней   мотивации  - проблема    значительно   более  сложная, но  именно  этот процесс   создаёт  основу   для  успешного  продвижения   от  незнания  к   знанию.

     Слайд 8.  Психологи  выделяют  четыре  вида   внутренней    мотивации:

  1. Мотивация  по  результату (ориентация  ребенка  на  результат   деятельности).
  2. Мотивация   по   процессу (заинтересованность    ребенка   в  самом   процессе   деятельности).
  3. Мотивация  на    оценку  (в школе заинтересованность   ученика   в  получении   хорошей  оценки).
  4. Мотивация   на    избежание   неприятностей (свидетельствует  сама  за  себя).

Формирование   мотивов  обучения  - это  создание  в  учреждении дополнительного образования   условий   для  появления   внутренних   побуждений   к  обучению, создание   их  обучающимся  и  дальнейшего  саморазвития  им  своей   мотивационной   сферы. Педагог  при  этом  не   занимает   позицию   хладнокровного   наблюдателя  за  тем, как   стихийно  развивается  и  складывается   мотивационная   сфера    обучающихся, а   стимулирует   её   развитие   системой   психологически   продуктивных  приёмов.

Но   формировать  мотивацию  -  значит  не  заложить  готовые  мотивы  и  цели   в  голову  обучающегося,  а  поставить   его  в  такие   условия   и   ситуации   развёртывания  активности,  где  бы  желательные  мотивы  и цели   складывались    и   развивались  с   учётом  и  в  контексте  прошлого  опыта, индивидуальности,   внутренних   устремлений   самого  ребенка.

 

Мотивационная  сфера  человека

Слайд 9.  Мотивационную  сферу   человека  составляют  такие  понятия   как:

1. Потребности  - это  состояние   нужды  человека  или  животного  в  определённых  условиях, которых  им  недостаёт   для  нормального  существования.

2. Мотивы – это  побуждение  к   деятельности, то  ради  чего   учащийся  совершает  ту  или   иную  деятельность.

3. Цели  - это   представляемый   и   осознаваемый    результат  деятельности.

Каждая  из   потребностей   может   быть   реализована  во   многих  мотивах, а  каждый  из   мотивов   может  быть  удовлетворён   различной  совокупностью   взаимосвязанных,  последовательно   достигаемых  целей. Кроме  того  в   качестве   побудителей   человеческого  поведения      рассматривают  также  интересы, желания  и   намерения.

Второе  по  своему  значению  мотивационное  понятие -  это  мотив. В  отличии  от  потребностей, мотивы  есть  только  у  человека.   Мотив   всегда  так  или  иначе  связан  с  процессами  познания: восприятием, мышлением, памятью  и  речью.  Вот  почему  мы  говорим, что   мотивы   как  потенциально  осознаваемые   стимулы  поведения   есть  только   у   человека. Цель  представляет  собой   следующий  мотивационный  фактор. Ею   называется  тот   непосредственный,  обязательно   осознаваемый  результат,  на  который  в  данный  момент   направлено  поведение.

Рассмотренные   мотивационные  образования: потребности,  мотивы и  цели – являются  основными   составляющими  мотивационной   сферы  человека.

Каждая  из  потребностей  может  быть  реализована  во  многих  мотивах,  а   каждый  из   мотивов  может   быть   удовлетворен  различной   совокупностью   взаимосвязанных,  последовательно  достигаемых  целей.

Кроме  потребностей, мотивов  и  целей,  в  качестве  побудителей   человеческого  поведения   рассматривают  также   интересы, задачи, желания  и  намерения.

Интересом   называют  особое   когнитивное   мотивационное  состояние   познавательного  характера, которое  напрямую   не  связано  с   какой-либо   одной   центральной  в   данный   момент   времени   потребностью.

Задача   как   частный   ситуационно – мотивационный  фактор  возникает   тогда, когда    в  ходе   выполнения  действия,   направленного   на  достижение   определённой   цели, организм  наталкивается   на  препятствие,  которое  необходимо  преодолеть, чтобы   двигаться    дальше.

Желания  и  намерения   -  это   сиюминутно  возникающие  и  довольно  быстро   сменяющие  друг  друга    мотивационные    субъективные  состояния,  отвечающие    изменяющимся   условиям  выполнения   действий.

Понятие о мотивах и их  классификация

Мотив – это  побуждение  к  деятельности, то,  ради   чего   обучающийся

совершает  ту  или   иную  деятельность (А. Н. Леонтьев).

К   видам  мотивов   можно  отнести   познавательные  и   социальные. Если  у   школьника  в  ходе  учения   преобладает   направленность   на   другого   человека  в  ходе   учения,  то  говорят  о   социальных   мотивах. И  познавательные  и  социальные  мотивы   могут  иметь  разные   уровни: широкие  познавательные  мотивы (ориентация  на  овладение  новыми   значениями  -  фактами, явлениями, закономерностями),  учебно -  познавательные  мотивы  (ориентация  на  усвоение  способов   добывания  знаний), мотивы самообразования (ориентация  на  приобретение  дополнительных  знаний  и  затем  на  построение  программы  совершенствования). Социальные  могут  иметь  следующие  уровни: широкие   социальные  мотивы (дом  и  ответственность,  понимание  социальной   значимости  учения), узкие  социальные  мотивы (стремление  занять  определённую  позицию  в  отношениях  с  окружающими ,  получить  их  одобрение), мотивы  социального  сотрудничества (ориентация  на  разные  способы  взаимодействия с  другим  человеком).

Все  мотивы  могут  быть  разделены  на  две  большие   группы: одни  из  них  порождаются   самой  учебной   деятельностью; другие  мотивы  лежат  как  бы  за   пределами  учебного  процесса и  связаны  лишь  с  результатами  учения. Такие  мотивы  могут  быть  как  широкими   социальными (стремление  хорошо  окончить  школу, поступить  в  вуз),   узколичными       (получить  хорошую  оценку  любой  ценой,  избежать  неприятности) и   престижными  (выделиться  среди    товарищей  и  т.д.).

По   данным  исследователей  (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов),  первое  место  занимают  широкие  социальные мотивы, второе – узколичные,  третье – познавательные.   

Слайд 10.  Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Для профессионалов это отдельная тема, требующая большого внимания. На тему мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников проводятся научные исследования, составляются специальные программы.

Для формирования мотивации в УДО, мы можем воспользоваться систематизацией возрастных особенностей мотивации учения в школе по Е.П. Ильину.

Возрастные особенности мотивация учения в школе

(Е. П. Ильин)

Слайд 11. Мотивация поступления в школу (посещения школы первоклассниками)

 Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание быть «как всё», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
 

Мотивация учебной деятельности младших школьников

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.

Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Мотивация учебной деятельности школьников средних классов

Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.

У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.

Мотивация учебной деятельности школьников старших классов

 Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.

 Формирование мотивации на отдельных этапах занятия

Слайд 12. Какую бы деятельность обучающиеся ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки учащимися целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия, педагогом учитывается несколько видов побуждений учащихся: опирается на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывает мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиливаются  мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), стараются усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагог должен ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).
  • Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ребенок вышел из деятельности с положительным личным опытом и, чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее обучение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с оценкой их работы. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

Мотивация через личностное  целеполагание обучающихся

Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Содержание такого типа заданий, используемых на занятиях:

- определите собственные цели занятия (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению материала;

- сформулируйте свои задачи (или выберите из предложенных);

- определите способ решения своей  задачи;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

- представьте себя на месте педагога: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Мотивация через развитие познавательного интереса

Слайд 14. Познавательный   интерес  -  это  глубинный и  внутренний  мотив,  основанный  на   свойственной   человеку   врождённой   познавательной  потребности. Отсутствие  интереса   у   детей - показатель   серьёзных   недостатков  в  организации   обучения.

      Проблема  интереса – не   только   вопрос  о  хорошем   эмоциональном   состоянии  детей  на   занятиях. От  её   решения  зависит, будут   ли   в   дальнейшем   накопленные   знания  мёртвым  грузом или  станут   активным  достоянием   детей.

      Значение  познавательного   интереса   выходит   далеко   за  рамки учебного  процесса. В  триединой  задаче -  обучение, умственное развитие  и  воспитание  личности – интерес  является  связующим   звеном. Благодаря   интересу   как   знания, так  и  процесс  их   приобретения  могут  стать   движущей  силой   развития  интеллекта  и важным  фактором   воспитания   всесторонне  развитой   личности.

Слайд 14. Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к обучению?

1.  Прежде   всего   такая   организация  обучения, при  которой  ребенок   вовлекается  в  процесс  самостоятельного  поиска   и  «открытия»  новых  знаний,  решает   задачи   проблемного  характера.

2.  Учебный  труд, как  и  всякий   другой  интересен   тогда, когда  он   разнообразен. Однообразная  информация  и   однообразные  способы   действий   быстро  вызывают  скуку.

3.  Для  появления  интереса  к  изучаемому  предмету  необходимо  понимание  нужности, важности, целесообразности  изучения  данного  предмета  в целом  и   отдельных  его   разделов.

4.  Чем   больше  новый  материал   связан  с   усвоенными   ранее   знаниями, тем   он  интереснее  для   детей.

5.   Слишком  лёгкий   и   слишком   трудный   материал  не  вызывают  интереса.  Обучение  должно  быть  трудным, но  посильным.

6.   Чем   чаще  проверяется  и   рассматривается  работа  обучающегося, тем  интереснее  ему   работать.

7. Яркость  материала, эмоциональная  реакция  и  заинтересованность  самого  педагога  с  огромной  силой  воздействуют   на   ребенка, на   его  отношение   к  предмету.

     Развитие у обучающихся   мотивации,  познавательного   интереса  является   центральной  методической  проблемой. Основной  задачей  педагога  следует  считать  развитие   стойкого познавательного  интереса  к  творчеству. Основное  средство решения   этой   задачи – правильное  применение  методов.

Приёмы  и условия развития   познавательного  интереса   обучающихся  к   занятиям в УДО

На занятиях объединений можно использовать следующие приёмы, способствующие  развитию  познавательного   интереса обучающихся:

 

1. Приём  новизны, формы действия предполагающий  включение  в  содержание  учебного  материала  интересных  фактов, сведений, использования нетрадиционных методов и различных материалов.

       Во время работы по теме можно использовать для детей бросовый материал – фантики от конфет в комбинации с тканью. Новая форма действия в этом случае – это склеивание с помощью клеевой горячим утюгом выше названных материалов.

Показателем  проявления интереса  в  этом  случае  является    эмоциональная  реакция,  обучающиеся работают с удовольствием, со стремлением научиться новому, добиться нужного результата. Работа вызывает у детей не  только  удивление, но и  восхищение.

 

2. Приём  чередования форм и методов обучения который позволяет удерживать внимание и интерес учащихся к выполняемой работе.

При изучении новой темы можно использовать ситуацию, когда объяснительно-иллюстративный метод сменяется репродуктивным, применяется словесный, наглядный и практический методы, чередуются  индивидуальные и фронтальные  формы работы с учащимися. Обучившись основам создания бумажной скульптуры учащиеся переходят к самостоятельной творческой работе.

 

3. Постановка  проблемного  вопроса, создание  проблемной  ситуации. Техника «Проблемные вопросы»: начать  можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом задавать не те вопросы, которые требуют при  ответе лишь некоторого  напряжения памяти ( например, «в каком году…», «кто изобрел…», а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно- более глубокого понимания материала и интереса к нему. Американский  психолог А.Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых различных ситуациях: Что случится, если? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… влияет на…? Какой… является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения обучения_ научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

 

Слайд 17.          

4. Эвристический  приём.  Опираясь  в   своём    вопросе  на   имеющиеся  у        учащихся   знания, педагог помогает учащимся   с  помощью  наводящих  вопросов  найти   правильный  ответ.

          Можно провести также игру «Почемучка».  Суть методики состоит в том, что педагог делает суждение, а уч-ся реагируют на него вопросом «Почему?». Педагог предлагает объяснение, а уч-ся опять задают вопрос «Почему?». 

Например:  Педагог.  Листья зеленые. Уч-ся.  Почему?.  П.   Из-за отсутствия хлорофилла. Уч.   Почему?   П.  Хлорофилл помогает растениям питаться. Уч.  Почему растениям      нужно  питаться?        П.  Не знаю. А что вы думаете об этом? Уч.  Для того, чтобы расти и развиваться.

П.  Почему растения без питания не могут развиваться?

В любое время педагог и учащиеся могут поменяться ролями. Утверждения могут быть такими: «Земля вращается вокруг своей оси», «У человека две ноги», «Птицы откладывают яйца» и др.

             Частично- поисковый (эвристический) метод постепенно приближает        учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например: предложить учащимся ставить вопросы к картинке, тексту, карте, ситуации, построить доказательство, высказать предположение, построить план его проверки и т. д. Такие упражнения приучают учащихся мыслить логически.

           Слайд 18.  

5.  Задачи

На занятиях творчеством можно использовать  следующие  типы  задач:

1.Задачи на  воспроизведение  имеющихся знаний.

2.Задачи, способствующие развитию  логического мышления.

3.Задачи на распознавание материалов, из которых сделана поделка.

4.Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

5.Задачи, содержащие новую  для  обучающихся  информацию.

   Задачи различного  характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют  активизации  мыслительной  деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию  и  развитию  познавательного интереса к творчеству. Эти задачи могут быть  очень  разнообразны, иметь  проблемный  или  непроблемный  характер, даваться в  занимательной  или  обычной  форме. Основное, что  должно  достигаться  постановкой  задачи - это обоснование  темы  занятия, осуществление  связи её с  предыдущим  материалом, установление чёткой  перспективы  приобретения  существенных  знаний. Именно  эти  качества   познавательных  задач, как  правило, вызывают  желание   работать  на  предстоящем  занятии, активизируют  учащихся.

Слайд 19.

6. Внеурочные формы работы и игровая деятельность.

       В формировании интереса также  важную роль играют  разнообразие форм  работы: различные конкурсы, викторины, умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению в УДО является дидактическая игра. Развивать и сохранять мотивацию у детей (особенно у младших школьников) можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Преврати краски», «Подставив вместо пробелов соответствующие буквы, расшифруй слово».

          При изучении темы можно  провести игру «Знатоки». Учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает маркер, на доске вывешиваются два табло. Задача - кто быстрее заполнит табло нужными значками. Педагог устно описывает предмет, а уч-ся  в нужной клетке табло графически изображают названный предмет (кодировку). Эту же игру можно провести, наоборот – дать  графическое изображение, а в табло занести  ее описание. Побеждает команда, которая быстрее заполнит табло.

         Игра «Волшебный клубок». Чтобы  ознакомить уч-ся с программой  или с понятиями можно провести игру «Волшебный клубок». В красиво  украшенную большую коробку или сундук  на дне складывают разноцветные клубочки ниток, а сверху - весь демонстративный материал. Дети поочередно подходят и достают по одной вещи из коробки или сундучка, при этом надо произносить полное название, например, «изделие сумочка», «изделие футляр для очков» и т.д. Каждый уч-ся достает по пять изделий и если все изделия она называет правильно, в конце всей игры получает в подарок клубок ниток. Педагог подчеркивает, что все эти изделия, модели связаны из  таких клубочков ниток, которые поистине можно назвать волшебными.

         При закреплении  темы можно использовать игру «Крестики-нолики». Для игры необходимо разделиться на две команды: «Х-ки» и «0-ки», для этого дети по очереди вытягивают жетоны двух цветов. Педагог объясняет правила игры: команды поочередно открывают клеточки игрового поля (их всего 9) и получают задание, которое выполняется обеими командами. После каждого задания проводится рефлексия. Команда, победившая в очередном задании,  получает право записать свой знак в ячейку.

         Можно творческие самостоятельные задания для детей проводить в форме игры «Модный приговор». Девочки декорируют, переделывают готовые модели и придумывают новые. Основная цель – демонстрация  и «защита» своих моделей.

          Для объяснения новой темы использовать игру «Путешествие». Суть игры в том, что при объяснении новой темы, например, орнамент, или танцевальное движение, педагог попутно, демонстрируя на глобусе страну, рассказывает об истории возникновения и  стране, которой свойственен данный узор или хореографический элемент.

Слайд 20.

7. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

Записана тема занятия.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

  •  «Кумир»

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

 

Слайд 21. Постановка  на   занятии   перед   учащимися   проблемных   вопросов,  самостоятельное  решение  познавательных  задач,   формирование   у  обучающихся  умения  доказывать  и  обосновывать  свои   суждения – всё  это  способствует  активизации   мыслительной,  исследовательской  деятельности, и  обуславливает  развитие   познавательного   интереса  к   творчеству. Использование данных  приёмов   повышает стремление  детей  к  самостоятельному  выполнению  заданий и  развивает  познавательный интерес.     

Выводы:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные  усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса  к занятиям в творческих объединениях.

2. Использование рассмотренных приёмов в обучающем процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний детей.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех обучающихся. То, что для одного ребенка является решающим, для другого им может и не быть.

4. Педагогическая теория  приобретает действенную силу  только тогда, когда она воплощается  в  методическое мастерство педагога и стимулирует  это  мастерство. Для развития мотивации обучающихся к обучению в творческих объединениях, для   развития интереса у детей, педагог должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо  знать психологию детей, учить и воспитывать с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

 

Слайд 22.

На свете есть только один способ побудить кого–либо что–то сделать...

И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.                                                                                                     Дейл Карнеги

 

Слайд 23. Пути развития обучающей мотивации

(рекомендации психологов)

Рекомендация 1.

Осмысленная деятель­ность педагога – осмысленное обучение.

     Процесс обучения станет более эффектив­ным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активиза­цию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Педагог  должен добиться доверительных взаимоотношений с учащимися для того, чтобы активизировать и стимулировать любознатель­ность и познавательные мотивы. Любые действия должны быть осмысленны­ми.

Рекомендация 2.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

    Для «включения» учащихся в работу, нуж­но, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе обучающей деятельности, были не только по­няты, но и внутренне приняты им и нашли от­клик в его переживаниях.

     Развитие внутренней мотивации - это дви­жение вверх. Двигаться вниз гораздо проще,  поэтому, часто в практике родителей и педагогов  используются такие "подкрепления", ко­торые приводят к регрессу мотивации обучения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завы­шенные оценки, жесткая критика и наказания.

Рекомендация 3.

Стратегия "Положительная мотивация ".

     Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто ис­пользует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мо­тивировать себя и других, перейдя на приглаше­ния вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало, поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулиро­вок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

     Мотивационный стиль "Вообрази выполне­ние". Многие дети застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить что-то, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учащихся легче всего вывести из состо­яния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, то есть опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных катего­рий неэффективных мотивов, поэтому  иногда полезно дать совет ребенку отложить выполне­ние данного задания, вызывающее затруднение.

Рекомендация 4.

Как помочь ребенку  выйти из состояния "выученной беспомощности".

     Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притя­заний и самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспо­мощности. Такая ситуация получила на­звание "выученная беспомощность".

      Как  педагог  может помочь ребенку выйти из этого состояния?

      Исследования показали, что чаще все­го выделяются 4 причины неуспеха: от­сутствие способностей; трудность зада­ния; невезение; недостаточность усилий.

      Лучшее, что может сделать педагог в ситуации неуспеха ребенка - это объ­яснить неуспех недостаточностью затра­ченных им (ребенком) усилий.

Рекомендация 5.

                              Эмоциональность занятия стимул или вред?

      Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии поло­жительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту дея­тельность.

       Реакция учащихся на на­грузку будет благоприятной, если труд­ность задания оптимально сочетается с эмоциональностью занятия.

Рекомендация 6.

                             Любознательность и познавательный интерес.

       Чтобы развивать положительные мо­тивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - по­знавательную потребность.

       Первый начальный уровень этой по­требности — это потребность в впечатле­ниях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула, что составляет фун­дамент познавательной потребности.

       Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это инте­рес к предмету, склонность к его изуче­нию, но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихий­но-эмоциональный характер.

       На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправ­ленной деятельности.

       В процессе обучения педагогу важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: младшего возраста - любознательность; старшего возраста - потребность в творче­ской деятельности.

Рекомендация 7.

Взаимоотношение  педагога с обучающимися и учебная мотивация.

       Развитие учебной мотивации невоз­можно, если у педагога не складываются отношения с  учащимися. Для устранения этой ситуации следует уста­новить: во-первых, соответствие фор­мы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня); во-вторых, условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологиче­ский климат); в третьих, харак­тер взаимоотношений педагога  с учащимися.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Yussanna
Просмотров: 5465 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: