Вторник, 24.12.2024, 04:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление
[ Скачать с сервера (39.5 Kb) ] 04.12.2018, 13:12

«Игра как средство нравственного воспитания личности»

 

Педагог-организатор

 МБУДО «ЦДТТ»

Черных О.А.

 

На протяжении всего человеческого развития, в жизни как ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром.

Актуальность роли игры для развития ребёнка в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника учебной информацией. слайд Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации.

На важную роль игры как средства всестороннего воспитания давно обратили внимание педагоги и психологи. Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое внимание в педагогических трудах многих выдающихся мыслителей и педагогов прошлого. слайд

Великий русский педагог Константин  Дмитриевич Ушинский  рассматривал игру как естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка. По мнению Ушинского,  игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Он обратил внимание на то, что в игре формируется характер ребенка, состоящий в его проявлениях и даже нравственный характер.

Примером  успешного применения игровых технологий  для воспитания подростков служит педагогическая деятельность Антона  Семёновича Макаренко.

Все знают о его знаменитой колонии для беспризорников, читали его «Педагогическую поэму».  Он считал, что нравственная сфера ребенка наиболее успешно формируется и развивается именно в игре.

Большое внимание вопросам изучения содержания игр уделял Василий Александрович Сухомлинский. Он вел пропаганду внесения игрового начала во все направления школьной жизни. «Без игры школа превращается в скучнейшее «казенное» заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.  слайд

За годы работы педагогом-организатором, мной накоплен достаточный опыт применения игровых технологий в работе с детьми разных возрастов, но я считаю, что педагогу важно не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в детях друзей, справедливость, честность, юмор.

Можно выделить несколько основных правил для успешного проведения игр:

  1. Единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Если ребёнку не интересна игра, он просто не станет играть. Я думаю, вы все знаете, как магически действуют на ребят  слова: «А сейчас мы с вами немного поиграем». Реакция на это предложение мгновенная: в глазах появляется интерес, все становятся активными, стремятся участвовать.  слайд
  2. Создание ситуации успеха во время игры. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение детей, но и на качество их деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания дальнейшей активной деятельности.
  3. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают».
  4. Непосредственное участие самого педагога в игре, основанное на отношениях парт​нерства. слайд
  5. Чтобы дети были непосредственными и эмоциональными, игры должны соответствовать возрасту детей.

Игра – это прекрасная возможность воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу педагога не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми.

Сильное влияние на детские игры оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры, которые мы используем в своей работе,  возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Например, «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «СтарТинейджер» и многие другие. слайд

      

Какие же нравственные качества может воспитать у ребёнка с помощью игр?

Правильно организованные игры способствуют воспитанию ценных качеств личности, его доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми. Для этого ребенка надо, прежде всего, научить играть, строго соблюдая правила. Важно, чтобы дети не просто хорошо усвоили правила, но и умели действовать в соответствии с ними. Подчинение правилам, доброжелательное их признание дисциплинирует детей, воспитывает культуру общения, умение правильно оценить поступки и окружающих. С честного выполнения правил игры у детей начинается формирование понятия о чести, о долге. Вот почему важно добиваться от детей строго соблюдения правил игры, честно добиваться победы, подчинять свои интересы интересам коллектива, приходить на помощь к товарищу, действовать целеустремленно, настойчиво, смело и энергично.

Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка слайд: подвижная игра носит коллективный характер, в связи с чем приучает ребенка к отношениям в коллективе.  Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты.(наверное, не раз наблюдали – кто-то играет честно, а кто-то старается схитрить, обмануть)  Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. слайд  Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения. Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, репетирует даже возможную профессию, приобретает навык коллективных взаимоотношений и трудового сотрудничества. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.

Детские психологи утверждают, что дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными и  дисциплинированными. Я думаю, что не раз мы, педагоги замечали, как под влиянием увлекательной игры ребята преображаются: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий вежливым. Непоседа, увлеченный игрой без особого напряжения, делает то, что в других условиях затруднился бы выполнить  и т.д. И так, в процессе игры,  копируя жизнь взрослых, проникая их заботами и делами, ребенок усваивает моральные нормы нашего общества. 

  • образом,  детская игра – это важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Игра – это своеобразная зона воспитания и самовоспитания ребёнка.

Закончить своё выступление я хотела бы словами  М. Горького  «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Yussanna
Просмотров: 329 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: