Воскресенье, 26.01.2025, 05:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ.

Н.И.Погорецкая

МБУДО «ЦДТТ», Гай

Социализация – это процесс приспособления (адаптации) человека к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности.

Параллельно происходит процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры общества, которое происходит на всех возрастных этапах.

 

«Создаёт человека природа,

Но развивает и образует его общество…»

(В.Г. Белинский).

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Дополнительное образование - территория успешной социализации

современного подростка. В дополнительном образовании ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни вещи, получает возможность проявления нераскрытых талантов. Оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. По своей сути дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы, в этом — ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным

окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времён огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремёслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось новых ремёсел, а некоторые забылись навсегда.

Объединение «Текстильные фантазии» на базе ЦДТТ существует первый год, программа 4-х летняя. Соответственно в данный момент имеют место группы первого года обучения.

         Программа дополнительного образования «Текстильные фантазии» ориентирована на формирование общей культуры личности обучающихся, адаптацию учащихся к жизни в обществе. Данная программа ставит своей целью подготовить социально-адаптирующуюся, саморазвивающуюся, успешную личность. Основная задача - развить социальную компетентность у воспитанников, радость творчества, прикосновения к прекрасному, через различные виды рукоделия. В основе работы лежат принципы развития творческой и социальной одаренности школьников.

Концепция программы опирается на следующие принципы:

·                     Приоритет здоровья: «все имеет смысл, пока мы здоровы»;

·                     Психологический комфорт;

·                     Каждая личность индивидуальна и уникальна;

·                     Духовное богатство формирует личность;

·                     Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

Творческие работы детей объединения «Текстильные фантазии» основаны на сюжетах сказок (русских народных и авторских). Наши занятия способствуют развитию интереса к литературе. Используем различные формы работы: викторины, занимательные игры, инсценировки сказок. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении творческих работ сюжетов и персонажей из сказок.

В процессе разбора и обсуждения сюжета сказки создаётся база для самостоятельной мыслительной деятельности, формирования культуры речевого поведения, т.е. развивается риторика. Также пополняется словарный запас и обогащается жизненный опыт воспитанников объединения.

При изготовлении сюжетов и персонажей из сказок мы используем различные материалы: ткань, картон, атласные и шёлковые ленточки, мех, нитки различного типа, пряжу, бисер, бусины, пайетки, а также всё то , что покажется нам подходящим для создания сюжета сказки.

Начальным этапом данной программы (в первый год обучения) является усвоение метода аппликации – способа создания изображений путём наклеивания или нашивания на ткань или бумагу, которая взята в качестве основы, различных кусочков материалов.

При этом развивается, совершенствуется недостаточная степень развития технических умений, приобретается умение работать руками. Постепенно ребёнок более уверенно владеет приёмами вырезания, наклеивания деталей аппликации из картона, ткани или атласных ленточек на ткань. Неуверенность в своих силах тормозит работу воображения. Если ребёнок хорошо владеет техническими приёмами, внимание его направлено на создание каких-то особенных по окраске и форме комбинаций, приводит к созданию оригинальных работ. В процессе работы дети становятся всё более уверенными, самостоятельными, то есть развиваются способности самостоятельно принимать верные решения в нестандартной ситуации. Таким образом развиваются творческие способности, воображение детей. И что является очень важным, разрабатывается моторика мелких мышц рук.

Работа по изготовлению сюжетов из сказок ориентирована на качество изделий. Как следствие, развивается аккуратность, усидчивость. Изготовление усложнённых, многоплановых, комбинированных аппликаций предполагает работу логического мышления: воспитанники выстраивают в голове алгоритм своей работы.

На протяжении всего процесса изготовления композиции ребёнок сравнивает свою работу с работами других детей, исправляет, устраняет свои ошибки. Таким образом, формируется чувство самоконтроля.

В процессе работы, общения со сверстниками и педагогом во время создания творческих работ дети получают опыт общения в коллективе, что развивает коммуникативные способности.

        Любая вещь, выполненная своими руками, имеет большое значение. Вещь, над которой ребёнок трудился с любовью, желанием, творчеством особенно дорога ему. Работа над созданием поделки является не только творческой деятельностью, но способствует развитию личностных качеств детей.

       Знакомство детей с достоянием народа позволит им осознать и свою причастность к тысячелетней богатейшей истории нашей Родины, поможет впитать в себя высокие эстетические и нравственные законы, лежащие в основе православной и народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.

Через призму истории, жизни и быта предков ребята смогут познать себя, познать наш мир сегодня, развить в себе положительные возможности:

высокоразвитый вкус, потребность художественных впечатлений, понимание искусств прошлого, свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Яркий цвет бумаги или других материалов, красочность картинок- работы детей похожи на иллюстрации из детских книг, кадры мультфильмов, поэтому этот вид творчества нравится детям. Создание своих красочных работ на тему сказок способствует развитию эстетического восприятия, чувства цвета, гармонии.

На второй год обучения планируется освоение барельефного (объёмного) панно. Хотя в какой-то мере картины и сюжетные панорамы  по сказкам, изготовленные детьми в этом году, имеют объём за счёт применения атласных ленточек и некоторых других элементов. На третий год обучения начнём создавать лоскутное панно с использованием машинных швов, а также в стиле кинусайга (это тоже лоскутное панно, но в другой технике). На четвёртый год обучения – куклы: тильды, вальдорфской. Такое разнообразие знаний и умений декоративно прикладного творчества хорошо влияет на формирование компетентностей воспитанников.

Положительной стороной программы является то, что она включает в себя много практических занятий, что способствует развитию социальной компетентности воспитанников, успешному вхождению в социум, а в дальнейшем построению отношений в собственной семье; формирование умения организовать свою работу, потребности в самостоятельной трудовой деятельности на благо своей семьи; привитие навыков самообслуживания.

В процессе создания творческих работ происходит формирование индивидуального своеобразия личности. У детей развиваются пространственные представления, познаются свойства различных материалов.

Итак, сделаем вывод: данное направление – это многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости, а также многих других полезных для будущей взрослой жизни качеств.

Категория: Статьи | Добавил: Yussanna (19.04.2016)
Просмотров: 2890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: