Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (27.5 Kb) ] | 06.07.2024, 10:23 |
Тема: Знакомство с дымковской игрушкой. Изготовление игрушки «Барышня» из солёного теста.
Концепция занятия: Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности: - умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы; - умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия: Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «Барышня»;
Задачи: способствовать – - воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций; - бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа; - расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры; - развитию эстетического и художественного вкуса; - развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты Личностными результатами является формирование следующих умений: - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека. Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: - определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; - учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - учиться планировать практическую деятельность на занятии; - с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом; Познавательные УУД: - определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; - учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - учиться планировать практическую деятельность на занятии; - с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом; Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Продолжительность занятия: 2х40 минут. Возраст обучающихся: 7-9 лет. Тип занятия: комбинированный, занятие – путешествие. Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практическая работа; игровой. Оборудование и материалы: Таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», презентация, гуашь, кисти, бумага, клеёнки для лепки, стеки, солёное тесто, салфетки для рук.
План занятия: 1.Организационный момент. (1-2 мин.) 2.Основная часть - объяснение педагогом нового материала, сопровождающееся презентацией. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. (слайд 1) А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. (Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»... Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе! Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче. Все игрушки не простые, а волшебно расписные, кружочки, клеточки, полоски. но отвести не в силах взор. 3. Постановка учебной задачи: Сегодня мы будем делать игрушку «Барышня». Давайте рассмотрим её получше. (фото) Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Обратите внимание – узор у дымковских игрушек особенный. Такие узоры больше нигде не встретишь. Именно этим и отличаются дымковские изделия от других. Физ.минутка «Дымковская игрушка» Привезли мы глину с дальнего бугра ( руки на поясе, повороты с пружинкой) Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии) Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, не ватрушки, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперед) Мы игрушки расписные, (повороты туловищем) (движения плечами) (руки на груди калачиком) (ладошки на щёки, покачивание головой)
Продолжение занятия Сейчас мы с вами попробуем выполнить самые простейшие узоры, чтобы потом украсить ими наших куколок-барышень. Перед вами образцы дымковской росписи, краски, кисточки, бумага. Учимся сначала на бумаге рисовать узоры, затем нам эти навыки пригодятся, когда мы будем расписывать наши поделки. 4.Применение знаний. Практическая работа. Отработка навыков и приёмов дымковской росписи. Перемена. 2-ое занятие. 5. Организационный момент. Подготовка рабочего места к лепке (клеёнка, стеки, тесто) 6. Практическая работа. Лепка из солёного теста. Составление алгоритма изготовления поделки: (скачать далее) | |
Просмотров: 18 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |